Как причудливо устроено наше сознание. Что-то неожиданно увиденное или услышанное надолго хранится в памяти и, вдруг, вспыхивает неким беспокойством и просится с кем-то поделиться своим переживанием. Вот и небольшой эпизод из рассказа моей мамы, уже несколько дней рисует перед моими глазами картину, которую я никогда не видела.
Мама рассказывала: «Наш обоз второй месяц был в дороге. Мы, эвакуированные колхозники, держали путь на восток. Днём старались проехать как можно дальше, а ночью останавливались на ночлег, и были счастливы, если оказывались вблизи какого-нибудь населённого пункта.
В один из дней мы увидели, вдали, у кромки леса белеет длинная полоска, непонятного для нас происхождения. Но когда мы приблизились, то увидели, что это уложенные в ряд убитые немцы. Накануне здесь был бой между нашими солдатами и немецкими десантниками. Убитые были в белых майках, которые и белели издалека. Таких красивых парней я никогда не видела, казалось их тела были из другого состава, чем у наших мужчин, худых и смуглых от загара. Немцы все были как на подбор: высокие, мускулистые, белотелые. Я до сих пор не могу забыть их. Это была первая встреча с мертвыми врагами, из-за которых мы лишились дома, но мне почему-то было очень жаль их!»
Что-то в мамином рассказе поразило меня. Это было живое свидетельство о немцах, о которых у меня сформировалось своё представление по кинофильмам. По моему мнению они заслуживали только ненависти, но никак не жалости. Почему же мама, настрадавшаяся от войны, пожалела своих мёртвых врагов?
Маме в то время было не полных двадцать семь лет. С ней в дороге находились шестилетний сынишка и старенькая мать, требующие её заботы. Каждый день был непредсказуем: с единой надеждой – остаться в живых. Мама, молодая женщина, которая жила в своём селе и уезжала из дому не дальше ста километров, сейчас, вынужденно путешествуя, открыла для себя огромный мир с большими городами, многочисленными сёлами, реками и мостами.
Я помню маму уже сорокалетней женщиной. Но в любой момент я была уверенна в её огромной любви. Она любила не только свою семью, но всех, кто её окружал. Даже с домашними животными: овечками, поросёнком, цыплятами, утятами, гусями, котами, собакой, у неё был свой язык. Всё она делала с любовью. ЛЮБИТЬ - это великий дар! Она достигла его в большом страдании, когда подростком два года боролась за жизнь и переносила боль, взывая к Богу.
Вот почему тогда, увидев мёртвых мужчин, пусть даже врагов, она материнским сердцем почувствовала огромное горе. Её сердце, научившееся любить, не могло во мгновение растерять любовь, быстро переродиться, заполнившись ненавистью. Бог о Себе сказал, что Он есть ЛЮБОВЬ! И человека Он создал по образу Своему, предназначив ему достигать любви. Способность человека любить отличает его от животного. Пророческое Слово говорит, что в последнее время настанут времена тяжкие.
«И, по причине умножения беззакония, во многих ОХЛАДЕЕТ любовь». (Матф. гл.24 ст.12)
Отрицая существование Бога, мы не слышим Его наставлений и, теряя природную любовь, невольно превращаемся в зверей.
Может поэтому на многочисленных политических ток шоу государственные мужи так легко бросаются словами: «Это фашисты! Их необходимо уничтожать!». Откуда вдруг в людях взялось так много злобы и ненависти, которые разрушают их духовный мир?
Люди, потерявшие способность ЖАЛЕТЬ других становятся опасными для общества. Пусть каждый проверит себя на жалость, чтобы убедиться, что он ещё ЧЕЛОВЕК!
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
жалеть надо всех но не всех миловать Комментарий автора: "Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом!". (Иакова гл.2 ст.13) Этому учит нас Господь! Так научимся у Него милосердию и Он окажет и нам Свою милость!
Феноменология смеха - 2 - Михаил Пушкарский Надеюсь, что удалось достичь четкости формулировок, психологической ясности и содержательности.
В комментарии хотелось бы поделиться мыслью, которая пришла автору вдогонку, как бонус за энтузиазм.
\\\"Относительно «интеллектуального» юмора, чудачество может быть смешным лишь через инстинкт и эмоцию игрового поведения.
Но… поскольку в человеческом обществе игровое поведение – это признак цивилизации и культуры, это нормальный и необходимый жизненный (психический) тонус человека, то здесь очень важно отметить, что «игра» (эмоция игрового поведения) всегда обуславливает юмористическое восприятие, каким бы интеллектуальным и тонким оно не было. Разве что, чувство (и сам инстинкт игрового поведения) здесь находится под управлением разума, но при любой возможности явить шутку, игровое поведение растормаживается и наполняет чувство настолько, насколько юмористическая ситуация это позволяет. И это одна из главных причин, без которой объяснение юмористического феномена будет по праву оставлять ощущение неполноты.
Более того, можно добавить, что присущее «вольное чудачество» примитивного игрового поведения здесь «интеллектуализируется» в гротескную импровизацию, но также, в адекватном отношении «игры» и «разума». Например, герой одного фильма возвратился с войны и встретился с товарищем. Они, радуясь друг другу, беседуют и шутят.
– Джек! - спрашивает товарищ – ты где потерял ногу?
- Да вот – тот отвечает – утром проснулся, а её уже нет.
В данном диалоге нет умного, тонкого или искрометного юмора. Но он здесь и не обязателен. Здесь атмосфера радости встречи, где главным является духовное переживание и побочно ненавязчивое игровое поведение. А также, нежелание отвечать на данный вопрос культурно парирует его в юморе. И то, что может восприниматься нелепо и абсурдно при серьёзном отношении, будет адекватно (и даже интересно) при игровом (гротеск - это интеллектуальное чудачество)\\\".